Жозеф Косма — «Осенние листья» (Autumn leaves / Les feuilles mortes)

Красивая джазовая пьеса для начинающих, обработка для фортепиано знаменитой французской песни «Осенние листья» из музыки к фильму «Врата ночи». У всех на слуху эта красивая музыка — что может быть лучше для мотивации!

Несложные ноты для фортепиано «Осенних листьев» в обработке С.Барсуковой идеально учитывают интересы и возможности начинающих пациентов всех возрастов.

 

 

Кроме исходных нот я предлагаю свою версию — с измененной репризой. В исходнике реприза идентична первой части (левая рука играет аккорды), что удобно для начинающих.

Я работаю сначала по исходнику, а после разбора, если дело пошло хорошо, предлагаю учащимся качественно изменить репризу — вместо аккордов в левой продолжать играть триоли, как в средней части пьесы. Это позволит разнообразить игру, избежать простого повторения. На видео именно эта версия, с триолями в репризе вместо аккордов.

Это чудесная находка:

  • — для взрослых любителей и подростков, начинающих играть медленный джаз
  • — для возвращения к фортепиано после долгого перерыва
  • — для тяжелых случаев нехватки времени или концентрации после 2/3 года занятий
  • — для знакомства всех этих категорий пациентов с новыми ритмами и техникой

Скачать ноты «Осенние листья»

Вот последовательность, в которой вы можете работать над пьесой «Осенние листья» сами, или работать с учениками.
______________________________________________-
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЬЕСЫ
1. Начинаем разбор 
с левой руки (аккорды).
  • Находим схожие по структуре такты, запоминаем их.
  • проговариваем с учениками общие ноты, которыми связаны аккорды; следим, чтобы пальцы, находящиеся на этих общих нотах, на них и оставались, не съезжали.
  • следим за запястьем, его подъемом во время снятия аккордов, и плавным ходом вниз при нажатии нового аккорда.
В Аккордах с повторяющимися нотами это правильное неспешное снятие руки (подъем запястья) и опускание кончиков пальцев в новый аккорд — важнейший момент аккордовой техники, в котором у начинающих бывают большие проблемы!

Коллеги, не пропускаем этот момент: замечали ли вы, как взрослый начинающий спешит побыстрее подвинуть пальцы на соседние клавиши и нажать? Pука не успевает подняться, «зачерпнуть воздух» запястьем. Едва подвинув пальцы на новые ноты, еще не поднявшаяся рука снова давит в клавиши. Результат: потеря звука тех нот в аккорде, которые повторяются — они просто не звучат, так как палец, который на месте, не поднялся вовсе. Вместо трезвучия звучат два, а то и один звук — а юный и не очень пианист этого и не заметил, не услышал!

Научить прослушивать все звуки в аккордах именно на таких текстах как «Осенние листья» или Сарабанда Гиллока, научить отдавать 10-20% мозга слышанию полноценного аккорда, оставив 80% на нотах, — наша педагогическая задача.

2. Разбор правой руки

—»Осенние листья» — песня со словами, поэтому где как не здесь заниматься пропеванием! Посвятить часть урока пению мелодии; найти русские, английские или французские слова добавит дополнительной мотивации.

— Дополнительно по части сольфеджио здесь имеем :

  • чтение нот во второй/третьей октавах с дополнительными линейками
  • проучивание триолей, их ровность и плавность
  • знакомство с понятием секвенции, если вы еще не знакомы. Секвенция — один из важнейших типов движения в музыке. Уметь играть секвенцию без нот, транспонировать — может быть очень симпатичной задачей в «Осенних листьях»

Здесь мы наконец переходим к работе над одной из главных и сложных задач у начинающих:

3. пение с аккомпанированием 
левой рукой.

Успех в этой работе даст прекрасный результат в плане музыкальности будущей игры. Разобрать легко, это может любой; сложно сыграть музыкально, красиво, связно. Пение с игрой аккордов в левой руке поможет этого добиться.

4. Игра первой части пьесы 
обеими руками вместе.

Задачи на этом этапе:

  • независимость рук (легато в правой — снятие аккордов в левой)
  • разница в звуке, стереофоничность игры, работа над разным весом рук (больше веса правой — меньше веса и больше точного но деликатного туше в левой). Задача сложная, со многими начинающими до нее просто не доходим пока. Но если дошли — молодцы!

__________________________________

РАБОТА С СЕРЕДИНОЙ ПЬЕСЫ

Середина (припев) сложнее первой части; может представлять для начинающих трудности координации. Работаем так:

— Разбор правой руки идентичен предыдущей части: работа с новым ритмом (четверть плюс восьмая в триоли — просто объясняем, что считаем 1-2-3, так как вся пьеса идет триолями). Далее пение с нотами или словами, с одновременной игрой правой руки.

— С левой рукой в припеве все сложнее, поэтому с триолей, то есть так как написано — НЕ начинаем.
  • Группируем три ноты каждой триоли в аккорд; учим сначала аккордовыми последовательностями, как было в первой части; смотрим общие ноты, и движения других голосов.
  • -Поем мелодию, аккомпанируя себе аккордами
  • -Играем левую руку триолями (как написано)
  • -Поем мелодию, аккомпанируя триолями

— Сводим руки вместе. Те же задачи, что и в предыдущей части.

Некоторые этапы в разборе можно опустить в зависимости от вашего уровня. С начинающими рекомендуются все.

Моя взрослая ученица, конец первого года, разбор репризы в моей версии —

 

 

Я в соцсетях :

Свежие записи ЖЖ Я в Фейсбуке Мои ВИДЕО ВКОНТАКТЕ Фортепиано для взрослых ИНСТАГРАМ

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *