Фредди Меркьюри — «Богемская рапсодия». Несложные ноты для фортепиано
Эффектная пьеса для фортепиано, «Богемская рапсодия» обязательна в репертуаре любителей рок музыки! Песня характерна необычной безрепризной «рапсодийной» формой: несколько контрастных разнохарактерных эпизодов сменяют друг друга без возвращения к начальной теме или припеву. Несложные ноты этой красивой аранжировки сохраняют драйв оригинальной песни и все шесть эпизодов.
- зажечь на концерте или в кругу друзей,
- наработать технические навыки фортепианной игры,
- научиться музыкальной выразительности в игре контрастных образов,
- поднять мотивацию.
После выхода в прошлом году одноименного фильма, сразу несколько моих учеников, и все мальчики от 10 до 18 лет, захотели играть Рапсодию. Сначала мы работали по официальным нотам из интернета, но быстро поняли, что с третьей вокальной строкой играть неудобно; так получились мои ноты.
В официальных нотах для фортепиано, отягощенных вокальной партией, особый страх наводило вступление — знаменитое a capella (пение без аккомпанемента) на 4 голоса, из-за своего неудобного расположения. В своих нотах я сделала удобную, понятную разбивку. Технические проблемы вызывают гитарные соло, которые вкраплены во II и IV разделы. Зато оперная часть «Скарамуш-Мамамия-Фигаро», несмотря на сложность, идет веселее, ибо драйв.
Я разрешаю моим ученикам начинать разбор не со вступления, а со второго самого красивого раздела, со слова «мама» 🙂 и собственно ради него эту музыку обычно и просят играть. Но я непримирима: хотим Рапсодию? — будем играть пьесу целиком, а не только легкие куски; не красивости ради, а чтобы было полезно для выносливости, техники, навыков музыкальной выразительности.
Богемская Рапсодия не просто красивая аранжировка шедевра рок музыки, но содержит массу разнообразных технических музыкальных задач:
— для начинающих и среднего уровня это во-первых сам разбор, несложный, но требующий предельного внимания;
— уже после разбора: координация и независимость рук, разнообразие фразировки, умение строить динамическую линию; про быстрый темп умолчим, не будем к нему во что бы то ни стало стремиться. Поставим целью средний темп от умеренного до живого, но с безупречной артикуляцией и знанием текста;
— на продвинутом уровне наши задачи находятся во второй половине пьесы, начиная с раздела III, проверяем себя на ловкость рук, скорость реакции и мелкую технику (особенно репетиции, повторяющиеся восьмые) в быстром темпе.
Типичные ошибки в игре:
— путаница в голосах аккордов (вступление)
— ритм, особенно в гитарном соло (конец II раздела); и в IV разделе сложный ритм три на два (четвертные триоли в правой против двух четвертей в левой)
— несоблюдение случайных знаков
— зажеванные в быстром темпе репетиции в III разделе
«Богемская рапсодия» — незаигранная музыка для всех возрастов и уровней; прекрасная тренировка на длинную дистанцию (длительность почти пять минут); редкий образец современной пьесы с внутренней яркой контрастностью образов, что делает её эффектной для публичного исполнения.