«Форма воды» / «The shape of water» (2017) — Ноты для фортепиано
Kрасивая пьеса для фортепиано появилась в нашем репертуаре музыки к фильмам! Браво французскому композитору Александру Деспла, автору саундтрека к фильму «Форма воды» (The Shape of Water), оцененному на самых престижных кинофестивалях.
Тема Элайзы, главной героини фильма, немедленно влюбила в себя зрителей. Не забудьте послушать и яркий красивый оркестровый оригинал саундтрека, а также легкую версию для начинающих — они в конце этой страницы!
Ноты для фортепиано нежной лирической Темы Элайзы — редкий экземпляр коммерческой музыки, полезной для развития навыков фортепианной игры, так как они содержaт одну из важнейших трудностей —
двуслойность, полифоничность в пределах одной руки и управление весом пальцев.
Музыка правой руки разделена на два смысловых (то есть звуковых) слоя:
- 1) мелодия, которую можно спеть — она играется слитно, legato; и
- 2) легкий аккомпанемент «тикающие часики» — нотки играются отрывисто.
Эти два слоя ясно различимы в нотах. Так же различимы они должны быть в звуке, при игре. Мелодия должна быть выделена ярче, чтобы не слиться с аккомпанементом. Часики должны тикать тише, чтобы не забить мелодию. Когда мелодия и аккомпанемент в разных руках, задача примерно ясна, хоть и нелегка.
Что же говорить, когда все это одновременно играется одной правой рукой?
Добиться стереофоничности поможет работа над весом в руке, дифференцированность веса каждого пальца в зависимости от его функции. Пальцы, играющие мелодию, должны получить больше веса (не стука!) — а «второстепенные» пальцы, участвующие в аккомпанементе, меньше. Более того, один и тот же палец может исполнять обе функции в разное время!
Управление весом пальцев — один из важных и трудных навыков в игре на фортепиано.
Заниматься им нужно с преподавателем, подчеркну это, одному в своем углу без опыта полифонической игры сделать это будет тяжело. Во время разучивания наш мозг занят массой задач — слушать и слышать будет непосильно для него, тем более дать правильную оценку услышанному. В работе с мультизадачами преподаватель, взгляд и контроль со стороны, очень важен.
Преподаватель также поможет отличить полноценный вес от стука, не допустить плоского «тыкания» в клавиши.
Объяснить текстом стереофоничность в фортепиано сложно, поэтому я специально записала небольшой фрагмент на 8 минут, где рассказываю, как правильно играть партию правой руки в Теме Элайзы, на что обратить внимание.
Те, кто уже играл полифоническую музыку Баха, легко поймут, о чем речь. С принципом стереофоничности в одной руке знакомы и те, кто играл вальсы Шопена, пьесы Чайковского. Без этой техники в продвинутом фортепиано никуда, не создашь правильного звучания, образа. Наработать звуковую стереофоничность, тем более в одной руке, сложно; проходит этот навык с опытом.