Мишель Легран — Концерт для фортепиано. Несложная виртуозная пьеса
Эффектная яркая концертная пьеса для фортепиано с проставленной аппликатурой, легкая в разборе, но звучащая сложно и виртуозно! Ноты для фортепиано концерта из фильма «Девушки из Рошфора» переведены в удобную тональность ля минор и адаптированы для двух уровней: для продвинутого, и для среднего уровня после двух-трех лет обучения.
Различия двух версий — в насыщенности фактуры. Она сохранена в оригинальной версии (я исполняю ее на видео) и облегчена в нотах для начинающих: из левой руки убран верхний голос (остаются только повторяющиеся аккорды), а из правой руки исключены октавы. Пример и заказ нот — далее в статье.
Выгодное отличие моих нот Концерта для фортепиано Леграна : их адаптированность для быстрого и безболезненного разбора. Оригинал в фа-диез миноре, кишащий черными клавишами и сложный для чтения с листа, переведён в тональность ля минор, без ключевых знаков. Знаки выписаны в самом тексте, их сразу видно.
Не боимся секстуолей, это обычные триоли, то есть на каждую восьмую (их в каждом такте 6) приходится три шестнадцатых, играющихся без перерыва, сплошным потоком. При разборе так и считаем без перерыва «1-2-3-1-2-3….» и т.д.
Концерт Леграна — идеальная пьеса любителям на урок фортепиано, на концерт, на «блеснуть и погреметь», потому что:
— масса повторов между руками! В первой части и репризе правая рука полностью повторяет ноты левой, только в виде арпеджио, тогда как в левой это аккорды.
— нарабатываются сразу несколько важных навыков фортепианной техники: по техническим характеристикам пьеса — практически готовый этюд для фортепиано с человеческим лицом
— пьеса по фактуре максимально приближена к тому, что мы называем «классической музыкой». От нее не пахнет «саундтреком», в отличие от многих других нот, как бы я их не облагораживала 😉
Главные технические трудности, когда разбор окончен:
— работа над увеличением темпа (проводится с помощью преподавателя и метронома). Попытки увеличить темп без достаточной технической базы и без преподавателя могут привести к травме правой руки и зажимам.
— Выделение звуком верхнего голоса в правой руке. Здесь у нас вид фактуры, часто встречаемый в классике — скрытая мелодия с фигурацией в пределах одной руки. Наша задача (особенно для начинающих) — не утопить мелодию в потоке шестнадцатых нот, а добиться стереофоничности звука в правой руке. Трудность задачи ещё и в том, что мелодия играется слабыми пятым и четвёртым пальцами, тогда как первый палец, если за ним не следить, «громыхает» аккомпанементом.
— Во второй части (страница 2) довольно сложно сразу вычленить на слух мелодию при разборе, она как бы теряется, не улавливается слухом. Лучше сначала проиграть только главные первые ноты из триолей вместе с левой рукой и желательно пропеть. Дальше добавлять остальные две ноты.