Ю.Барахтина — Вариации на тему Паганини

Вы любите «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, но сыграть ее на фортепиано — из области фантастики? Да, поезд с этой пьесой ушел для взрослых начинающих любителей, но можно заскочить в последний вагон. Совсем маленький вагончик, почти прицеп, который может вывести нас на новый уровень, если хорошо зацепиться. Интересно, что все известные вариации на тему Паганини для фортепиано отражают различные техники и жесты игры на скрипке, оригинальном инструменте, на котором игралась эта известная тема и не менее известный этюд самого Паганини.

Пять вариаций на тему Паганини в аранжировке Юлии Барахтиной — эффектная и технически богатая пьеса, для тех, кто 1) любит рахманиновский характер этих вариаций, 2) все, что предлагают школьные сборники кажется звучащим слишком просто и учебно; 2) самые известные Вариации Берковича — слишком сложные технически во второй половине пьесы, скорее для среднего и выше уровня.

Родители юных пианистов, Вариации — отличная пьеса перспективным детям на конкурс или концерт.

Над вариациями желательно работать с преподавателем, для технической поддержки и выверенности ритмических рисунков. Богатство контрастов, ритмов, оттенков, все, что может предложить форма фортепианных вариаций, поможет начинающим в конце 1-го/2-го года развить самые полезные навыки для перехода к сложным композиторским произведениям. Холерики и сангвиники оценят озорной «дьявольский» характер пьесы, и если мотивация не исчезнет в борьбе с техническими трудностями, смогут достигнуть характера оригинальной рахманиновской пьесы.

Если вы никогда прежде не играли вариации — здесь мы встречаем самый классический, эталонный образец этой формы.

Каждая вариация контрастна предыдущей по музыкальному характеру и технической канве, при этом общая линия технический и драматической насыщенности от первой к последней вариации идет по нарастающему вектору, достигая апогея в последней и самой сложной для исполнения вариации. Часто на своих уроках я начинаю работу с учениками именно с последних вариаций, которые потребуют большей отдачи и времени на разбор.

Первая половина каждой вариации — повторного строения; мы слышим маленькую фразу и ее повторение. На таком типе текста начинающие учатся повторять ту же музыку по-другому, чаще всего с другим оттенком (например, сначала обычным меццо-форте, второй раз более тихим звуком, как эхо).

Неодинаковое повторение является базовым навыком игры на фортепиано, и в Вариациях можно отлично потренироваться в этом.

Тема (начало пьесы) не потребует усилий, если вы знаете эту музыку и у вас хороший слух. Если нет, типичная ошибка здесь — несоблюдение восьмых пауз, проблемы с ритмом. Тщательно просчитываем на «1-и-2-и», либо считаем буквально шестнадцатыми нотами, которых в такте будет (4+4).

  • Первая вариация триолями — самая простая технически, не потребует больших усилий, легко запоминается, и уже здесь можно попробовать себя в беглости пальцев и эффектной озорной игре.
  • Вторая вариация — на мелкую технику, мелодическое кружево вокруг близко расположенных белых и черных клавиш.
  • Третья вариация — на технику «двойных нот» в правой руке, именно так, надо заметить, мы слышим двойные ноты на скрипке. Я нахожу эту вариацию самой близкой к скрипичной игре.
  • Четвертая вариация — на технику левой руки, которая наконец-то может себя эффектно показать. Здесь особенно важно контрастно играть две повторяющиеся фразы, что очень непросто для левой руки, вы увидите, тогда как правая справляется с разными динамическими оттенками легче.
  • Пятая заключительная вариация и кода, на аккордовую и арпеджиевую техники, написаны практически для среднего уровня и покажутся начинающим особо тяжелыми для исполнения. Подвижный темп, которого вы достигли в предыдущих вариациях, может быть здесь невыполним.

Не нужно пытаться любым способом достичь темпа, как на видео; в погоне за ним легко получить травму. Позволим себе исполнять заключительную вариацию и коду настолько медленнее, насколько позволяют приличия, чтобы не оскорбить память Паганини :-). При этом технический акцент делаем на ясном одновременном звучании всех нот в аккордах, и особенно на тщательной артикуляции всех звуков в арпеджио (нисходящие и восходящие). Художественный акцент делаем на чередовании крещендо (усиление звука) и диминуэндо (убавление): краткие звуковые нарастания в восходящих арпеджио, уменьшение звука в нисходящих; и наконец долгая линия динамического нарастания, от самого тихого звука до апогея, в триолевых арпеджио коды (последние 8 тактов).

НОТЫ: в сборнике «Музицирование для детей и взрослых» выпуск 2, под редакцией Юлии Барахтиной.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *