Антонио Вивальди / И.С.Бах — Сицилиана

В последние годы самые выдающиеся пианисты включают в бисы своих концертов нежную и возвышенную Сицилиану Вивальди/Баха, иногда предлагая и собственные авторские аранжировки. Несколько версий я собрала в ноты для фортепиано для моих взрослых учащихся разных уровней. Сицилиана в них усложнена включением раздела, где солирует левая рука; этот раздел в довольно простой пьесе важен для развития и поддержания в форме любительских навыков.

В оригинале это 3-я часть струнного концерта Вивальди ре-минор, которую Бах обработал для органного концерта (BWV 596). Сицилиана — та самая «легкая пьеса, звучащая красиво и сложно», которые мы с учениками так любим. Ее разбор займет немного времени, при этом технические задачи будут полезны для самых разных уровней.

Идеальная пьеса для любителей продвинутого и среднего уровней, занимающихся после долгого перерыва, или не имеющих много времени на самостоятельную работу; для домашнего музицирования и чтения с листа уверенным пользователям.

Но особенно рады Сицилиане любители пост-начального и среднего уровней (после 3х лет занятий, например). Легкость текста, особенно левой руки, и медленный темп позволяют им при должном старании сыграть пьесу красиво и почувствовать себя более продвинутыми пианистами.

Форма пьесы в моих нотах: Строгое и возвышенное вступление — Тема и сопровождение в верхнем регистре — Сопровождение переходит в нижний регистр — Рефрен (повторяется два раза) — Тема переходит в нижний регистр в левую руку — Рефрен — Кода (она же музыка вступления). Форму мы смотрим вместе с учащимися и затем, после разбора, по этому разделению работаем отдельно над каждым разделом, совершенствуя его.

Главная техническая и художественная задача: достижение «стереофонии»: возвышение звучания мелодии правой руки, ее «парение» над аккордами сопровождения в левой. И наоборот — в разделе, где мелодия переходит в малую октаву в левую руку; в этом самом сложном разделе пьесы необходимо особенное усилие, чтобы с одной стороны выделять левую руку с помощью веса пальцев и движений запястья/локтя, и с другой — максимально уменьшить этот вес в аккордах правой; то есть не дать мелодии в «неуклюжей» левой руке «утонуть» в аккомпанементе более уверенной правой руки.

Разбор и работа над аккордами в левой руке схожи с Прелюдией ми-минор Шопена, тоже одной из самых удобных в разборе пьес для самостоятельных занятий. В разборе аккордов мы учимся следить за каждым из трех голосов, что легко удается благодаря повторности и связям аккордов через общие ноты.

  • Типичная ошибка в разборе левой руки: несоблюдение смены ключей.
  • Ошибка в игре аккордов: из-за многочисленных общих звуков при смене аккордов пальцы на этих звуках «забывают» подниматься и отпускать клавиши, задерживаются на полпути. Мы уверены, что все хорошо, так как запястье поднимается и опускается, и часто не слушаем себя и не замечаем, что на самом деле в левой руке звучит всего два звука вместо трех необходимых.
  • Типичная ошибка при игре обеими руками вместе: непроизвольное добавление «лишних» аккордов в левой руке во время длинных задержанных нот в правой. Все просчитываем и лишнего не играем.

Сложное место: 4-й такт. При перекрещивании рук (обе руки играют во второй октаве) необходимо слушать и сохранять преимущество звучания мелодии, то есть правой руки. Мелодия должна по-прежнему выделяться, а не «тонуть» в находящихся здесь же аккордах левой руки.

Многочисленные морденты (украшения) также требуют особой заботы с нашей стороны; игра трех звуков каждого мордента должна быть «прозрачной», кристально чистой и внятной, без зажеванности и «икоты».

Напомню также отличие мордента от двойного форшлага, особенно при игре руками вместе, так как у любителей здесь бывает путаница.

  • Ноты двойного форшлага играются ДО той доли, на которую попадает основная третья нота, начинаются чуть заранее до соединения с другой рукой. Акцент падает на третью ноту (основную выписанную, ти-ти-ТАМ)
  • Мордент не играется «заранее»; его первая нота из трех падает ровно на ту долю, на которую он выписан. В случае игры руками вместе первая нота мордента акцентируется и играется одновременно с другой рукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *