Дзё Хисаиши — Небесный замок Лапута
Эти легкие ноты для фортепиано с красивой музыкой знаменитого японского композитора для аниме студии Гибли когда-то давно принесли мне юные ученики- подростки, а они плохому не научат; наоборот, познакомят преподавателя с интересным репертуаром за гранью школьной классики, найденным в интернете. Этим они как бы намекают, что в школе много работы, а дома лень, а играть вроде тоже хочется, но что-то доступное, над чем не нужно сидеть часами — потому что именно это они сейчас не могут делать. Или покатились по наклонной, или всегда занимались очень медленно, или хорошо играют, но нет мотивации, а играть то что-то надо.
В итоге такие пьесы из аниме играют не только подростки, но и начинающие дети (они очень гордятся, что им дали не только классику), а особенно начинающие взрослые на первом/втором году обучения, плюс те, кто возвращается к пианино после долгого перерыва или брошенной в детстве музыкальной школы.
Даже в таких с виду совсем легких нотах мы немедленно начнем спотыкаться о технические задачи и квесты. Например, занимающиеся с нуля самостоятельно, без преподавателя, рискуют разобрать эту пьесу в до-мажоре :-), что и на моих уроках не раз случалось.
Ноты для фортепиано с тремя бемолями — первый серьезный челлендж для не имеющих базы сольфеджио или забывших все. С теми, кто совсем в себе не уверен, или что-то с памятью их стало, еще до разбора проводим сольфеджирование построчно и в каждой руке обводим карандашом все ноты-бемоли: си, ми и ля (тональность пьесы до минор).
Конечно, можно было бы переписать пьесу в ля миноре, без ключевых знаков, но тогда мы долго не научимся игре со знаками или не восстановим ее. А в такой легкой пьесе это отличная возможность потренировать и знания сольфеджио, и память.
Запись пьесы удобна тем, что музыкальные фразы почти везде совпадают со строками, а также проставлены пальцы (что в целом удивительно для большинства нот, найденных в интернете), неслучайно Лапута — одна из моих любимых пьес-выручалочек для медленных или сложных случаев, в отличие от многих других нот из аниме. Поэтому разбираем построчно, или по две строки.
Второй важный технический квест (и иногда невыполнимый с начинающими, к сожалению) — ритм главной темы, изложенной в первых двух линиях (строках, системах) пьесы.
Эти две строчки, музыкально и ритмически, — самые сложные в пьесе и займут у начинающих много времени. Если вы поняли их структуру и правильно осилили, в верном ритме и со всеми знаками — вся остальная музыка состоит из довольно легких и приятных в игре интервалов и арпеджио, и практически у вас в кармане.
Начинающим пианинщикам в данном случае очень бы не помешал преподаватель, или хотя бы несколько уроков с ним.
- Преподаватель хорошо разъяснит структуру левой руки: нисходящее движение басов и гармоническую секвенцию по два такта в левой руке (например, такты 4-5, а также 6-7 — повторение тактов 2-3, но от других нот, та же структура, то есть дистанции между нотами). В тактах 7-8 секвенция прерывается и переходит к завершению этой части и переходу к следующей. Поняв структуру левой руки, можно легко ее запомнить наизусть и облегчить будущее соединение с правой.
- Самое важное и сложное в первой части — ритм и сочетание ритмов обеих рук. Именно преподаватель научит или напомнит значения всех ритмических формул, которые нужно тщательно просчитать (четверти с точкой, например). И особенно это касается каждого второго такта (такты 3, 5, 7, где в правой руке половинные с точкой), где есть важная остановка в обеих руках на вторую и третью доли. Типичная ошибка здесь: немедленный переход к четвертой доле такта безо всякой остановки. Я еще не встречала в моем классе того, кто бы этой ошибки избежал.
Для работы с ритмом проходим следующие этапы квеста:
- считаем не четвертями, а восьмыми;
- в первую очередь выписываем карандашом между руками «1 и 2 и 3 и 4 и» или же «1 2 3 4 5 6 7 8» (для тех, кому сложно считать с «и») в соответствии с нотами, которые попадают на эти полу-доли (восьмые ноты);
- после предыдущей работы приступаем с проигрыванию правой руки отдельно со счетом вслух.
Сыграть правую руку отдельно в правильном ритме в первых двух строчках Лапуты намного сложнее ритмически, чем играть руками вместе. Поэтому игра правой руки без левой — полезнейшее упражнение для тренировки ритма и знаний сольфеджио в данной пьесе, несмотря на ее легкий «эстрадный» характер.
- после правильного разучивания правой руки переходим к разучиванию левой (без ритмических сложностей), и соединению рук. При игре руками вместе вновь понадобится счет вслух.
Если у вас хороший слух и когда-то была школьная база, вы сможете пройти все этапы квеста самостоятельно, слушая видео с этой музыкой на моем канале YouTube.com/MashaSharovaPiano. Если же вы занимаетесь нуля, без детской базы, по видео заниматься и понять ритм может быть тяжело, поэтому тщательно считаем и прослушиваем игру на предмет фальши в забытых бемолях.