Людвиг Скютте (Шитте) — Эффектный несложный этюд ля минор
Виртуозный красивый этюд для фортепиано с запоминающейся мелодикой и ярким решительным образом. В детстве в ДМШ это был мой любимый этюд, который я выпросила играть у педагога. Отличные легкие для разбора ноты, звучащие сложно, виртуозно. Ноты для младших и средних классов; а также, почему нет, для взрослых любителей от 3-4 года обучения.
В этюде 3х частная классическая форма; масса повторений и секвенций, что делает его легким для быстрого разбора.
Первая часть состоит из двух фраз повторного типа, но с разными кадансами (окончаниями). Реприза (3 часть) полностью повторяет первую без изменений.
Середина построена на двух периодах секвенционного типа. Здесь с учащимися без отдельного урока сольфеджио можно разобрать понятие секвенции, если они ещё не в курсе. Секвенция — перемещение одного мотива вверх или вниз поступенно (или с определенным интервалом) от разных нот.
В нашем случае первая фраза середины — нисходящая секвенция с поступенным смещением (от до, от си, от ля и тд). Звено этой секвенции (то есть мотив, который перемещается) — один такт.
Вторая фраза середины — тоже нисходящая секвенция, но ее звено теперь два такта, а шаг перемещения — терция, то есть прыгает через один звук (от до, от ля, от фа).
На примере этой средней части этюда Скютте (он же Шитте) можно предложить учащимся построить свои собственные секвенции, сначала с поступенным шагом, а потом сложнее.
Технические трудности, на которые обратим особое внимание:
- Артикуляция и беглость 2, 3 и 4-го пальцев правой руки, которые в первой части «мечутся» вверх и вниз между полом и потолком, то есть между первым и пятым пальцами, при этом меняя звуки. Та же трудность — в Мосте, связке между серединой и репризой.
- Каданс первой части, два заключительных такта перед серединой (и соответственно три последних такта всей пьесы) представляет особую сложность, в сочетании с перекладыванием первого пальца и быстрым темпом.