Владимир Косма — Сентиментальные прогулки
Kрасивая медленная джазовая пьеса для фортепиано из французского фильма «Дива» (1981 год), лауреата нескольких Сезаров. На фоне этой романтической музыки главные герои фильма гуляют по дождливому Парижу.
«B дождь Париж расцветает, точно серая роза», — сказал в своем стихотворении Максимилиан Волошин.
Преподаватели, как только вам говорят «хочу что-то кроме классики, красивое, не сложное и классное» — сразу достаем из широких штанин несложные джазовые ноты для фортепиано «Прогулки» Косма.
Кому играть / кому давать?
Пьеса кажется импровизационной, но на самом деле состоит из первой части и одного большого ее повтора на октаву выше на второй странице. Поэтому сразу причисляем ее к таким классным категориям пьес как:
- фортепиано для взрослых среднего уровня, начиная с третьего года обучения
- медленная медитативная пьеса, звучащая сложно : для взрослых и подростков, делающих первые шаги в джазе и музыке к фильмам
- атмосферная французская кино-музыка для фортепиано, поднимающая мотивацию : для продвинутого уровня с тяжелым синдромом нехватки времени, сильной занятости на работе, плюс подростковое тунеядство на поздних годах обучения и потеря мотивации.
На «Прогулках» приглашаю вас наработать очень интересную и полезную техническую задачу:
Настоящие, сложные джазовые гармонии в левой руке — самое главное, от чего играющие взрослые должны прикуривать. Плюс масса бемолей не даст расслабиться вашему периодически засыпающему навыку сольфеджио. Сложные аккроды обычно встречаем в сложных пьесах; мало найдется легких пьес с «богатой» джазовой левой рукой — «Прогулки» в этом смысле большая редкость и находка для нас, преподавателей.
Для понимания и запоминания левой руки играть полезно так :
партию левой руки, без мелодии, разделить между двумя руками — левая будет играть басы, а правая собственно аккорды. Выучив сначала аккомпанемент именно так, на его фоне можно начать петь мелодию пьесы, не обязательно нотами, хотя бы на «ля-ля». Делать это все рекомендуется с преподавателем, особенно петь; но и самому можно, если уровень позволяет — с помощью видео оригинала на ютюбе.
Художественные задачи видны из самой природы музыки и фильма.
- В пьесе свободный темп rubato, при этом метрическая трехдольная сетка все же должна ощущаться. Это даст вам почувствовать, что вы «как бы» играете джазовую импровизацию — а ваши слушатели легко на это купятся и поверят, если сыграете вы хорошо. При этом только вы будете знать, что вся «импровизация» происходит в жестких пределах нотного текста.
Bы не найдете ничего лучше «Прогулок», чтобы суметь передать парижский сплин руками на фортепиано!