Стефан Геллер — «Листок из альбома»

Вам хочется играть лирику Мендельсона, Шопена, раннего Скрябина, но не слишком длинное, да и сил пока не хватает? Вы преподаватель и не знаете, что взять на вырост ученику на уроки фортепиано? «Листок из альбома» Стефана Геллера — не просто нежная романтическая миниатюра; композитор включил эту пьесу в свой цикл этюдов op.16 «Искусство фразировки«

Стефан Геллер — «Листок из альбома» / Masha Sharova Piano

Эти нечасто играемые ноты для фортепиано подойдут детям и взрослым:

  • учащимся средних классов ДМШ на вырост
  • учащимся старших классов с умеренными техническими навыками в качестве романтической пьесы в программу
  • на фортепианный конкурс перспективному ребенку как западно-европейскую романтику
  • взрослым любителям продвинутого уровня на музицирование дома и быстрое разучивание новой музыки
  • взрослым любителям среднего уровня на работу над романтическим образом и техническими навыками, которые пригодятся для штурма вершин

До того, как приступить к штурму Мендельсона, Шопена и раннего Скрябина, будет полезно научиться «пению» на фортепиано в контексте усложненной, более развернутой фактуры, чем та, что мы уже встречали в небольших учебных лирических пьесах — помним, что цикл этюдов назван «Искусство фразировки», именно для правильной плавной фразировки неторопливый «Листок из альбома» идеально подойдет.

Главной технической задачей для достижения этой цели будет спасение мелодии, тонущей в аккомпанементе, как я бы назвала этот процесс у моих учащихся. Мы будем спасать главную мелодическую линию, которая звучит в правой руке, и которая запуталась в паутине сопровождающих триолей. Сложно описать этот процесс в деталях, поэтому совершенствовать стереофонию лучше под контролем преподавателя.

Уже на стадии разбора необходимо суметь мысленно отделить в правой руке звуки мелодии от сопровождения, так нарабатывается навык визуального распознавания в нотном тексте этих двух пластов фактуры, капитальный навык для правильного чтения с листа и понимания музыки. В «Листке из альбома» это сделать легко: мелодия надстроена над аккомпанементом, поэтому у звуков мелодии штили вверх, а у арпеджио вниз.

Мелодию одну, без триолей, необходимо проиграть правой рукой и одновременно пропеть. Лучше с преподавателем, но можно и после нескольких прослушиваний записи. Затем добавить второй сопровождающий слой, но продолжать петь мелодию — рука привыкнет выделять именно те звуки, которые вы, пусть даже фальшиво, но поете.

Преподаватель все же очень нужен для шлифовки этой пьесы, именно он расскажет о направлении фразы с помощью интенсивности звука, но пение может немного помочь в этом вопросе одиночкам.

Дополнительное облегчение: отсутствие полиритмии два на три в правой руке (и на том спасибо :-)), как это было бы в подобном типе текста у Шопена, например. У Геллера и мелодия, и арпеджио изложены триолями, то есть полное совпадение по времени.

Дополнительная трудность: октавное изложение второго периода и кульминации в правой руке.

Играть, да еще и выделять мелодию слабым пятым пальцем очень непросто; в крайнем случае, если играть очень хочется, и нас привлекает и мотивирует образ пьесы — упрощаем изложение и не играем нижнюю ноту в октавах, при этом ярче выделяем верхнюю. Тембр конечно будет обеднен, и технические аспекты «этюда» мы в этом случае тоже упускаем, оставив для себя только музицирование. Но и без октав «Листок из альбома» Геллера представляет интересный и полезный челлендж для пациентов среднего уровня, тянущихся вверх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *