Ян Сибелиус — Этюд (op.76 n°2)

Красивая, оригинальная и нечасто играемая пьеса для фортепиано финского гения музыки Яна Сибелиуса в этом 2020/2021 учебном году станет звездой моего репертуара для старших подростков и взрослых среднего и продвинутого уровней. Весной пианист Денис Мацуев блестяще сыграл эту яркую эффектную фортепианную миниатюру на бис в одном из концертов.

Ноты для фортепиано Этюда Сибелиуса — совсем несложные для разбора; это легкая пьеса, звучащая сложно и виртуозно. Вы удивитесь, заметив, что музыка Этюда пронизана такими родными нам чисто русскими интонациями. Исходя из этой напевности я предлагаю любителям две возможности интерпретации Этюда.

Первое исполнение соответствует написанному и задуманному самим композитором.

Ян Сибелиус — Этюд — Красивая пьеса для фортепиано

Для верной трактовки мы будем добиваться легкого стаккато на всех нотах, снятия педали на второй половине каждой доли (чтобы стаккато было слышно на 3-й и 4-й шестнадцатых из каждой группы) и весьма подвижного темпа, как на видео.

Такое исполнение представляет крепкий и полезный технический челлендж для продвинутого уровня и хорошо играющих подростков, учащихся старших классов ДМШ.

Технические трудности в работе

Легкое стаккато без «тряски» рукой, на кончиках пальцев.

Типичная ошибка при исполнении — невнятность артикуляции, стаккато, сливающееся и незаметно переходящее в более легкое легато. Подушечки должны быть предельно нервными, в то время, как запястье свободным, чтобы сохранить отрывистую фразировку.

Внятная артикуляция повторяющихся нот на стыке двух групп из 4-х шестнадцатых в правой руке в главной теме («Ми-Ми»).

Как мы помним, Этюд — жанр рабочей пьесы на одну или несколько видов техники. Этюд Сибелиуса — в первую очередь на технику и навыки слабого пятого пальца в условиях повторяющихся нот, скрытой мелодии и подвижного темпа. Работа над Этюдом воспитывает нервность, чувствительность кончика пятого пальца. Этот навык возможно проработать только при условии свободного запястья, его едва заметных вращательных движений. Поэтому во избежание травм и зажимов работу над Этюдом желательно проводить под контролем преподавателя.

Скрытая мелодия в правой руке. Эту мелодию (в основном) формируют первая и последняя ноты каждой группы из 4-х шестнадцатых.

Эти ноты, играемые слабыми 5-м и 4-м пальцами, не просто необходимо ярче выделить, но и сложить во фразу (каждые два или четыре такта), провести между ними динамическую линию (крещендо или диминуэндо, например от первого до четвертого такта).

2-я и 3-я ноты каждой группы относятся к сопровождению, имеют аккомпанирующую функцию. Эти ноты, как назло, играются сильными первым и вторым пальцами. Нам необходимо будет сделать усилие, чтобы уменьшить на них звук, сыграть их скромно.

В условиях подвижного темпа, таким образом, «двуслойная» правая рука должна учиться реагировать мгновенно при переходе от мелодической ноты к сопровождающей, и наоборот.

В Этюде масса повторов тактов и фраз; более того, вторая половина этюда — полное повторение первой части. Типичная ошибка в художественном исполнении здесь — игра одинаковым звуком, создающая монотонность.

Как только пьеса разобрана, и мы готовы начать работать над музыкальностью, преподаватель поможет нам продумать динамический план пьесы, контрасты.

Широкие скачки — пожалуй единственная трудность в партии левой руки.

Для работы над артикуляцией и одновременно над скачками полезно провести упражнения со сменой ритма. Об этих упражнениях, необходимых продвинутым любителям, я пишу в статье о Прелюдии Баха до минор.

Вторую версию игры Этюда Сибелиуса — лирическую, напевную — я предлагаю тем любителям, у кого беглость пальцев отсутствует или еще не приобретена, и легкая виртуозная игра стаккато технически недоступна.

Если в основном своем виде Этюд перекликается с жанром Скерцо, отсылает к игривому образу стремительного дивертисмента, то в неторопливой второй версии мы будем создавать мягкий, напевный образ для домашнего музицирования.

Для этого мы выберем неторопливый темп, запедалируем все четыре шестнадцатые каждой группы, уберем стаккато и будем играть плавным легато каждую группу.

Исполнять такую версию намного легче, чем основную. И если для конкурса или экзамена она не подходит, то для любительского среднего уровня прозвучит красиво, и даже над фразировкой и скрытой мелодией удастся поработать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *