Макс Рихтер — Departure Lullaby из сериала Leftlovers

Неожиданное прибавление в репертуаре для фортепиано в стиле коммерческого минимализма. Преподаватели, не брезгуйте коммерческой музыкой массового поражения для начинающих!

— Легчайшая в разборе пьеса, которая звучит сложно; она позволит почувствовать себя играющими пианистами, ощутить свои возможности.
— Входит в мою категорию легких Этюдов для фортепиано с человеческим обликом, нарабатывая технические навыки.
—    Поднимает мотивацию, cмотрится визуально «круто».
— Не-классика для подростков, желающих эффектно выделиться игрой красивой грустной музыки для фортепиано.

Не упустите эту пьесу-выручалочку, меня она спасает уже второй год. Подробнее об этих пунктах — под видео и нотами.

Кому и когда давать играть:

— Начинающим фортепиано взрослым и подросткам — примерно середина первого года обучения. С высокой регулярностью и мотивацией можно раньше.
— Бросившим музыкальную школу гражданам, или близким к этому шагу, для возвращения в лоно фортепиано
— Тяжелым случаям тунеядства на любом году обучения.

СКАЧАТЬ НОТЫ Max_Richter_-_Departure_Lullaby

Разбор.

Для начинающих — с преподавателем. Средний уровень может разобрать сам, со знаниями сольфеджио конечно. Что получает начинающий пианинщик из разбора пьесы?

— знакомство с тональностью До-минор (три бемоля при ключе); преподаватель может до пьесы показать гамму, научить играть гармонический До-минор, таким образом объяснив ученику появление в нотах си-бекара.

— знакомство с трезвучиями в виде арпеджио, этой распространенной и любимой всеми формой аккомпанемента. Арпеджио здесь простого типа «туда-сюда» (восходяще-нисходящее).

В пьесе масса повторов. До игры арпеджио преподавателю (или самостоятельно разборающему пациенту) следует
— побудить ученика найти все повторения; сказать вслух и показать, сколько разных гармонических форм есть в пьесе на самом деле. Обозначить фломастером все такты, в которых гармония меняется. В результате этих манипуляций мы увидим, что структуру 2-х страничной пьесы составляют всего лишь 6-7 трезвучий.

— знакомство с гармоническими сцеплениями аккордов и арпеджио посредством общих для них нот. Казавшиеся сначала хаотическими, арпеджио вдруг приобретают логичный, упорядоченный, практически математический облик — подчеркну для преподавателей, что взрослые учащиеся это очень любят.

Многие начинают понимать музыку именно математикой, а уже потом слуховой памятью и эмоциями.

Технические навыки — начинающим исключительно с преподавателем, под контролем.

Смело используем пьесу как Этюд для фортепиано на левую руку. Задачи :
— регулярность, ровность игры арпеджио, устранение рванья
— расслабление руки и фразировка с помощью вращательных движений запястья

Правая рука при всей элементарности содержит очень привлекательную для начинающих пианистов технику — перебросы из верхнего в нижний регистр и обратно. Это смотрится «круто», на это можно «купить» мотивацию у всех, включая тунеядцев и очень занятых учащихся.

Наконец, два сравнительных видео ученицы 27 лет, первый год обучения, играющей Leftlovers soundtrack for piano на концерте школы в июне, и в классе в разборе.

На видео с концерта видим сразу две вещи :
— легкость разбора и исполнения в первой половине пьесы;
— характерная для начинающих взрослых паника от ситуации концерта, от игры на публику во второй, более сложной части — как только пошли перебросы, начинаем плавать, при том, что в классе все иделеально.

На видео из класса видны руки. Следующие проблемы, характерные для начинающих взрослых, détected :
— зажатость запястья; недостаточность вращательных движений, «дыхания» запястьев
— боязнь играть арпеджио в левой руке разными пальцами; во всех арпеджио участвует исключительно 3-й палец (зажатая рука), тогда как он должен меняться со вторым в зависимости от формы трезвучия. Oчень частая проблема, граждане о ней знают, но все равно упорно играют одним третьим пальцем посередине, объясняя, что «им так удобнее».

Если хотим двигаться в сторону прогресса — приучаемся менять пальцы в арпеджио.

5 комментариев

  • Martin

    Здорово! Если можно, дайте пожалуйста аппликатуру хотя бы только для левой руки (для арпеджио). Заранее большое спасибо!

    • pianocovery

      Это не моя аранжировка, но попробую вставить аппликатуру в ноябре. Но если словами, то все просто. Всего разных арпеджио в левой руке 6.
      Из них:
      до ми бемоль соль, си бекар ре соль и до ми бемоль ля — пальцы 5-3-1
      до фа ля бемоль и си бемоль ми бемоль соль — 5-2-1
      до ре фа — 5-4-2

      Правило такое (если НЕ знаете сольфеджио) :

      если в арпеджио/аккорде из трех звуков интервалы между нотами одинаковые : 5-3-1
      если бОльшее расстояние со стороны большого пальца : тоже 5-3-1
      если бОльшее расстояние со стороны мизинца : 5-2-1

  • Ирина

    Какая вы молодец) настолько все искренне и добро. В словах и юмор и поддержка и наставления. Просто я рада вас читать и учиться. Ирина.

Добавить комментарий для Martin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *