Красивые медленные пьесы

На видео пьес, представленных ниже в этой рубрике вам может показаться, что играю я их далеко не медленно. Это так; даже в самой тихой лирической пьесе необходимо внутреннее движение, за редкими исключениями.

Поэтому я бы обозначила эту рубрику скорее так: Пьесы для фортепиано, в которых можно позволить медленный темп без потери их красоты.

Представим, что двое взрослых людей разберут на фортепиано одну и ту же пьесу и сыграют ее без ошибок. Один из них начал заниматься, например, четыре года назад. Второй в детстве учился в добросовестной музыкальной школе, но далее к инструменту не подходил.

Можно ли отгадать, кто когда начал?


Типичная проблема поздно начавших — механический стук. Отсутствует пластичность в руках, нет даже подобия того, что в фортепиано называется выразительностью.

По зачаткам выразительности и особым движениям руки, запястья и локтя я безошибочно опознаю учеников, прошедших музыкальную школу в детстве. Стук может быть и у них, но полученное в детстве не пропьешь.

Акустически в выразительной игре звуки не живут каждый сам по себе; один звук перетекает в другой и более того — предчувствуется, ожидается третий. Происходит правильная фразировка мелодии.

Технически фразировка является особым навыком распределения веса. Веса всей руки и каждого пальца в зависимости от строения фразы, расстановки сильных и слабых долей.

Распределение веса в игре на фортепиано не является простым механическим усилием; оно завязано на пение, пропевание каждой фразы голосом вслух. Из пения голосом рождается кантилена, пение руками, то самое знаменитое «пение на фортепиано», о котором любят говорить педагоги пианисты.

Необходимость заниматься с преподавателем, а не в своем углу, в этом вопросе даже не обсуждается. Под чутким контролем ваше пение голосом (пусть фальшивое) рождает рефлексы в движении руки и пальцев. Вы точно знаете, куда идет фраза, ради какой именно главной ноты каждая фраза существует; вы стремитесь к главной ноте.

Если играя, внутри — поете, услышим выразительную игру, кантилену. Пусть неуклюжую, но хотя бы элементы.

Если главное — сыграть все ноты в правильном порядке без ошибок и запинок, мы услышим деревянный стук идущих стройными (это в лучшем случае) рядами звуков.

У занимающихся самостоятельно взрослых в приоритете именно вторая задача. Поэтому пора начинать учить правую руку «плести кружево».

В этой рубрике подобран материал для «плетения» — красивые медленные пьесы с легкой левой рукой в виде повторяющихся однотипных аккордов; пьесы или знаменитые, или запоминающиеся. C большим потенциалом в плане мотивации — мои взрослые ученики их очень любят играть.

NEW! Фазиль Сэй – «Кумру». Баллада для фортепиано

Александр Бородин – Ноктюрн для фортепиано (“Маленькая сюита”)

Жюль Масснэ – Элегия

Арно Бабаджанян – Ноктюрн (транскрипция для фортепиано М.Шаровой)

Вавилов / Каччини – “Аве Мария”, красивые вариации для фортепиано

Леонид Десятников – Колокольчики (сюита “Отзвуки театра”, 1985)

Александр Гречанинов – Прелюдия

Марта Майр — Индейская серенада

Романс — “Запретные игры” (1952), обработка Нарсисо Йепес

“Forever” Queen — продвинутые ноты для фортепиано

И.С.Бах — «Сицилиана» / две версии для фортепиано

Мишель Польнареф – “Письмо к Франции”

Чайковский – «Средь шумного бала» / Варламов – «Вдоль по улице»

Стефан Геллер — Порхающие листья (этюд)

(Рубрика в постоянном обновлении)

Я в соцсетях :

Я в Фейсбуке Свежие записи ЖЖ  Мои ВИДЕО ВКОНТАКТЕ Фортепиано для взрослых ИНСТАГРАМ