Жан-Батист Дювернуа — Болеро

Яркая, но довольно непростая пьеса для фортепиано в ритме болеро французского композитора, известного в наших ДМШ своими этюдами ;-). Если вы ищете интересные ноты для фортепиано ребенку на концерт, конкурс, экзамен или для сопровождения танца, это очень полезная ссылка. Среди взрослых пациентов пьеса соблазнит любителей латинских ритмов и характерной музыки. А вообще я бы назвала пьесу «Этюд в ритме болеро«

«Болеро», опус 296, из «Шести характерных пьес» (судя по нотным обозначениям, каждая пьеса цикла посвящена дню недели, и Болеро соответствует субботе) —

— для младших и средних классов музыкальных школ. Нарабатываем с детьми новые ритмы и новый музыкальный жанр. Mожно дать попробовать начиная с 7 лет, вложив в руки сложные места текста; в качестве технического этюда.
— для взрослых с музыкальной школой в анамнезе, после долгого перерыва, но не сразу, а после нескольких месяцев возобновления занятий
— для среднего уровня взрослых, после трёх лет примерно в среднем (и на живость игры скорее не рассчитываем)
— на концерт или конкурс детям в качестве характерной пьесы западноевропейского автора.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ — РИТМ и еще раз РИТМ!

Пьеса классической трехчастной формы с контрастной серединой, измененной репризой и микро-кодой. Разбор несложный; много повторных структур и в мелодии и в ритме. Но Дювернуа бы не был авторитетом в мире этюдов, если бы все было так просто. Болеро — тоже этюд, мастерски замаскированный под пьесу.

Ритм, заковыристый, изобилующий фигурой «восьмая/две шестнадцатые»  (и наоборот) и ее чередованием с долгими залигованными длительностями — поэтому если мы начали фортепиано во взрослом возрасте, то работаем над Болеро с преподавателем.

В воспроизведении ритма нам потребуется точность, острота, выверенность — иначе болеро не получится. Внятность ритма, пульсации — главное, над чем придется посидеть с ребенком, чтобы ритм в свою очередь работал на художественную задачу. Потому для начинающих взрослых подчеркну, насколько важен внешний контроль преподавателя, а не сами в своем углу.

Классическая художественная задача в Болеро — показ двух разных образов. В отличие от ритмичной задорной первой части середина должна быть сыграна мягче, плавнее, несмотря на то, что острого контраста здесь нет, и основной ритм в целом сохраняется.

В партии правой руки где-то нужно сыграть легато, а где-то отрывисто. Внутри фраз довольно много отрывистой игры, чередование этих двух штрихов — легато и стаккато — тоже важная техническая составляющая нашей работы, если нужно добиться интересной музыкальной игры (например на конкурс или концерт).

Педаль добавлять по слуху и по ситуации. Жанр позволяет играть и без педали, но все же сухость аккомпанемента местами было бы интереснее сгладить, что слышно на моем видео.

Пьесу вполне можно играть в среднем, не быстром темпе, при условии сохранения акцентов и ритмичности — только тогда будет звучать интересно и по-испански.

СКАЧАТЬ НОТЫ «БОЛЕРО» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО ДЮВЕРНУА

Вам могут быть интересны другие пьесы с испанскими и латинскими ритмами:

Испано-латинские ритмы

Как всегда, ваши отзывы здесь в комментариях или других моих соц.сетях:

Я в Фейсбуке Свежие записи ЖЖ  Мои ВИДЕО ВКОНТАКТЕ Фортепиано для взрослых ИНСТАГРАМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *