Ян Тирсен — «Yuzin» (Юзeн)
Нежная, красивая пьеса для фортепиано французского композитора минималиста Яна Тирсена входит в альбом «EUSA» (2016). Альбом посвящен родине композитора Бретани, острову Уэссан (на бретонском диалекте Eussa); пьеса Yuzin названа по имени пляжа и скалы и подобна перешептыванию легкой морской волны. Mногие из нас сразу вспомнят фортепианные пьесы Дебюсси, его «музыку воды».
Ноты для фортепиано «Yuzin» — редкие, незаигранные; это чудесная находка в нашей фортепианной аптечке!
- Палочка-выручалочка для коллег,
- эффективное плацебо для пациентов среднего и продвинутого уровней,
- симпатичная современная пьеса на конкурс ребенку.
По структуре, разбору и техническим задачам пьеса Яна Тирсена зажигает сразу в двух категориях:
- легкие ноты для фортепиано, которые звучат сложно; и
- этюд с человеческим лицом.
— легкий разбор и возможность медленной игры делают эту пьесу необычной и интересной для начинающих. Однако в нужном быстром темпе сыграть начинающим будет невозможно — для правильной игры нужны правильно поставленные руки и некоторая техническая база.
— идеально для любителей фортепиано среднего уровня, после 3-4х лет занятий, в качестве Этюда для фортепиано, на развитие техники
— идеально для тяжелых случаев у взрослых и подростков продвинутого уровня: нехватка времени или концентрации. Быстрый разбор поможет делу, создаст видимость прогресса, разнообразит репертуар, вернёт уплывшую мотивацию
— отлично для возвращения к фортепиано после долгого перерыва, если уровень был хороший.
Пьеса Тирсена очень необычна по фактуре, предполагающей наслоение и перекрещивание рук. Ее будет интересно поиграть ищущим новое и необычное. Это вообще музыка-сюрприз. Слушая ее, ни за что не догадаешься, как на самом деле все технически происходит, пока не увидишь ноты.
Технические задачи
- — Ловкость рук в двух основных фразах пьесы, где происходит наложение одной руки на другую. Здесь легко допустить ошибку, если разбирать самому, поэтому важно:
- в первой строке правая рука находится НАД левой
- во второй строке наоборот, левая рука накрывает собой правую
2. — Как и пьеса «Возвращение на остров», которую мы с вами разбирали год назад, ноты для фортепиано «Yuzin» построены на повторности паттернов в подвижном темпе. Kак следствие — высокий риск усталости, зажима, травмы руки. Поэтому, когда разбор закончен и пьеса разучена, над увеличением темпа работаем разными жестами и ритмами — об этих приемах я писала в статье о Прелюдии до минор Баха.
Желательно это делать с преподавателем, во избежание травм.
Это особенно касается среднего уровня и начинающих — не проходим мимо преподавателя, и не рвем поводья лишь бы играть быстро, если желаем избежать травм.
3. — Монотонность — главный художественный (музыкальный, артистический) риск произведений для фортепиано в стиле минимализма, следующих традициям Филиппа Гласса и Стива Райха. Сыгранные неумелыми руками моих пациентов, такие пьесы могут стать мучением для слушателей.
Поэтому после разучивания и работы над текстом все силы бросаем на поиск выразительности: работаем над оттенками. Каждому повторению паттерна (такта, фразы) находим новую краску, новую интенсивность звука. Когда новое уже было использовано — возвращаемся к предыдущему оттенку, но уже, например, с дроблением такта на части: полтакта ярче, полтакта глуше, или наоборот.
Технически это означает поиск разного веса руки, разного удара пальцев, для чего тоже необходим контроль со стороны. Работа с оттенками сообщит нашей игре музыки Яна Тирсена музыкальность, выразительность.
То есть очень интересным получается знакомство с подобным репертуаром. С одной стороны музыка грешит повторностью, стилю минимализма ставят в вину отсутствие содержания, отсутствие музыкального движения, процесса, трансформации образа.
С другой, где как не здесь нам учиться создавать этот процесс, это музыкальное движение самим, своими руками — и этим совершенствовать нашу технику?