Балакирев — Ноктюрн
Ноктюрн фа-диез минор Милия Балакирева, участника «Могучей кучки», по красоте близок романтической романсовой лирике. Для любителей продвинутого уровня это «легкая пьеса, звучащая сложно»; и незаигранные ноты для фортепиано для тех, кто возвращается к занятиям после долгого перерыва.
Ноктюрн занимaет всего одну страницу; уверенным любителям будет довольно несложно его разобрать для домашнего музицирования, и одновременно потренироваться в октавной и аккордовой технике.
Для тех, кто когда-то играл хорошо (но это было давно) Ноктюрн стоит попробовать после нескольких других более легких пьес. Технические и художественные трудности будут значительными, но лаконичность пьесы позволит быстрo завершить разбор и приступить к работе над музыкой.
Необходимо не только разобрать, но и оттачивать текст каждой рукой отдельно, начиная с самого сложного — партии левой руки.
Две важные вещи необходимо соблюдать в разборе левой руки с самого начала:
- Аппликатура аккордов (разложенных на интервалы) всегда следующая: 3-1 для первого аккорда, 5-2 для второго. Лишь два исключения этому: такты 6 и 16; в них где первый палец перемещается и играет в обоих аккордах.
Типичная ошибка здесь — сказать : «Что-то эта аппликатура у меня не очень получается, лучше я буду все интервалы с первым пальцем». Действительно, растяжение между 3-м и 2-м пальцами сначала может быть очень непривычно и неудобно. С другой стороны, именно эта классическая для данного типа фактуры аппликатура как раз и обеспечит требуемый здесь мягкий и плавный звук левой руки (см. следующий абзац). Выбор мнимого «удобства» (то есть скачущий первый палец) обрекает эту миссию на провал и обедняет нашу технику в целом.
- Легкое вращение запястья между интервалами, то есть между двумя группами пальцев (3-1 и 5-2).
Типичная ошибка при разборе и игре: левая рука растягивается до упора от 1 до 5 пальца, зажимается и остается неподвижной , чтобы не «потерять» клавиши. Отчасти в этом есть логика: аккорды очень близки и не требуют движения руки. Однако запястье не может оставаться неподвижным по причине качества звука; зажатые пальцы производят напряженный, жесткий и стучащий звук, тогда как аккомпанирующая рука должна добиваться мягкого и плавного звучания; правильная аппликатура и вращение запястья помогут нам в этом.
На что еще обратить внимание в левой руке: ошибки в разборе такта 16. Аккорды в этом такте: фа-диез/си — си/ля (а не ре/соль-диез, как любят сыграть мои ученики).
Задачи в правой руке: фразировка. Направление фраз будет отличаться в восходящих и нисходящих построениях.
Опытные пианинщики, скорее всего, будут акцентировать первую ноту фразы (сильную долю) и «прятать» вторую долю, как нас учили в музыкальной школе. Вопреки этой логике, в восходящих фразах (такты 3, 5, 11) я предлагаю увеличивать звук именно к этой второй доле, играя ее значительнее, чем 1-ю, потому что на нее попадает вершина фразы. Это вы слышите в моем видео.
С другой стороны, во второй строке пьесы (нисходящие построения) мы будем соблюдать традиционную фразировку: первая доля более интенсивная, а вторая намного тише (такты 6, 8, а также такты 14 и 16).
В разборе и игре обеими руками особую трудность представляют вступление (такты 1-2 и конец пьесы) и первая вольта, приводящая к повторению пьесы. Необходимо сразу же разучить эти такты наизусть: большое расстояние между руками, одновременные широкие скачки в обеих руках не позволят хорошо играть эти такты, глядя в ноты.
Наконец, две музыкально-художественные задачи завершат нашу работу: баланс между руками и интерпретация .
Правильный баланс звука между руками необходим для игры любой музыки, содержащей мелодию с аккомпанементом; мелодию (в Ноктюрне в правой руке) нужно выделять звуком с помощью веса пальцев, движений запястья и локтя, без прямого удара по клавишам. При этом особой заботы и координации требует звук в аккордовом аккомпанементе, где вес пальцев должен быть намного меньше, как я уже писала выше.
А вот в интерпретации (показе общей динамической линии пьесы) возможны разные варианты.
В Ноктюрне мы имеем полное повторение пьесы с двумя вольтами, а золотое правило в музыкальном исполнении: никогда не повторять одинаково; повторение или реприза должны звучать по-другому.
В своем видео я предлагаю интерпретацию, основанную на этом правиле:
- первый раз пьеса исполняется в палитре оттенков между piano и меццо-форте; даже во 2-м периоде с восходящими октавами (строчки 3 и 4) я не делаю большого крещендо и не превышаю mf.
- на мой взгляд, первая Вольта идеально подходит для первого настоящего крещендо, благодаря которому я возвращаюсь к началу пьесы уже на сильном звуке, тем самым соблюдая закон исполнения — повторение должно быть преобразовано.
- напряжение держится в течение 4-х тактов (восходящие фразы), затем я убираю звук, возвращаясь к спокойному музыкальному дыханию.
- наконец, с третьей строки (начало 2-ого периода) я начинаю новое интенсивное крещендо, которое завершится на форте в кульминации (такт 16), прежде чем полностью «отступить» к мягкому звучанию второй Вольты и завершению пьесы.