Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
Красивая и очень простая пьеса — для начинающих играть на пианино, маленьких детей и взрослых. Входит в один из циклов этюдов Бургмюллера, то есть прекрасный этюд с человеческим лицом на уроки фортепиано 1-го года.
Как и любой этюд на начальный уровень пианино, ноты «Скользим по воде» содержат базовые технические задачи, от усвоения которых зависит наш дальнейший прогресс и репертуар.
- — В левой руке: чередующиеся тонические и доминантовые арпеджио с точечным включением субдоминанты. Это три основные классические гармонии (группы звуков), на которых построена вся музыка европейской традиции, и академическая, и эстрадная. Технически левая рука здесь учится играть трёхзвучные арпеджио на одном движении запястья, без удара на каждый звук. О необходимости «гладкого» звучания левой намекает и название пьесы. Аккомпанемент левой руки — гладкая поверхность воды, по которой как бы скользит красивая мелодия правой руки.
Коллеги, не пропускаем отличную возможность познакомить наших пациентов любого возраста с классической гармонией и основными функциями аккордов.
- — В мелодии правой руки учимся соединять мотивы из трёх восьмых с повторяющейся нотой между ними (например, затакт, такты 1, 2/3).
Типичные ошибки начинающих (и не только) в тексте данного типа:
- Oтрывистая и громкая третья восьмая — плохо! В троичном метре это самая слабая нота среди трёх восьмых. Ее нужно сыграть тише, чем предыдущие, а также исключить «напрашивающееся» стаккато на ней, удобное, чтобы вновь упасть на ту же ноту. Третью восьмую следует слегка (но лишь слегка) придержать, не давая руке подпрыгнуть, но и не задерживая дольше, чем нужно.
Помним, что мы не скачем на коне, а скользим по воде, и в фразировке правой руки это должно быть отчётливо слышно.
2. Вторая ошибка часто встречается у пациентов, впервые играющих тарантеллы — танцы с похожим ритмом и повторяющимися звуками. Это непроизвольная остановка между группами из трёх восьмых, как бы запинка. При этом начинающие думают, что так и нужно, тогда как шесть восьмых должны чередоваться без остановок: 3+3 не означает, что на месте плюса есть задел, его нет. Если мы не проработали с преподавателем этот ритм, мы не видим ошибки, не осознаем ее. Контроль со стороны для совсем начинающих strongly recommended, чтобы не заучить неправильно, а приобрести базу.