Леонид Десятников — Колокольчики (сюита «Отзвуки театра», 1985)
Глубоко трогательная и очень красивая пьеса для фортепиано Леонида Десятникова, «Колокольчики» — выдающийся образец программной музыки, в которой мы учимся создавать своей игрой яркий музыкальный образ. Это умение пригодится нам в дальнейших уроках фортепиано : колокола — один из любимых и распространенных образов у русских композиторов.
Коллеги, активно знакомим с этой чудесной музыкой учащихся, особенно талантливых детей, а также взрослых начинающих. Несложные ноты для фортепиано, редкие и незаигранные, «Колокольчики» идеально войдут в репертуар любителей разных уровней.
СКАЧАТЬ НОТЫ Десятников Колокольчики
Обязательно играть — талантливым перспективным маленьким детям, ученикам музыкальных школ и школ искусств, благодаря «осязаемости» нежного хрупкого звучания музыкальной шкатулки. Пьеса откроет им новые фортепианные горизонты; научит создавать красивый, яркий музыкальный образ.
— «Колокольчики» хорошо прозвучат на детском и юношеском конкурсе как пьеса для фортепиано современного российского композитора.
— взрослым от 2-го года обучения
— среднему уровню на быстрое разучивание, в тяжелых случаях, если есть проблема отсутствия времени / большой занятости
Технические задачи
— Достоинство пьесы — повторность, повторяющиеся паттерны на грани музыки минималистов, отсюда несложный разбор. При этом работаем над чтением с листа нот в верхних регистрах, расположенных на дополнительных линейках.
— Отличная пьеса для работы с педалью. Очень хорошо и наглядно можно провести работу с педалью в любой музыке, связанной с колокольным звоном: «колокольная» педаль может быть растянута на несколько тактов при трудности или начальной неловкости.
— Знакомимся в «Колокольчиках» и с tempo rubato, «шопеновским» свободным темпом, не забывая, что он возможен только когда пьеса идеально разучена в ритме и едином темпе. Учимся управлять им со вкусом и сдержанно, без излишеств и преувеличений — в будущем работа над rubato поможет в игре произведений некоторых романтиков.
Технические средства музыкальной выразительности направлены на создание образа:
— легкость и точность туше, работа над контактом подушечек пальцев с клавиатурой
— ритмическая регулярность, свойственная не только звону колокольчиков, но и образу музыкальной шкатулки, тиканию часов, ходу времени — образам, которые мы еще встретим в фортепианной музыке.
— смена четного метра на нечетный — еще одна интересная особенность «Колокольчиков» Десятникова. Здесь учимся сохранять ровное движения при смене метра, ничем не выдавать в игре это событие.
Композитор посвятил пьесу памяти пианиста и дирижера Ефима Розенфельда, автора музыки довоенных песен в ритме танго. Самые известные из них — «Вам возвращая ваш портрет» и «Счастье мое». На главный мотив последнего и написаны «Колокольчики».