Майкл Аарон — «Ночные призраки», для самых маленьких пианистов
Эффектная программная пьеса для фортепиано для детей и начинающих. Эти лёгкие ноты для пианино доступны самым маленьким пальчикам, но звучат — ууух! Американский композитор Майкл Аарон с большой изобретательностью и юмором вложил в эти четыре строчки целую палитру средств музыкальной выразительности — штрихов, оттенков, темповых изменений — с которыми малыши, и вообще начинающие познакомятся впервые и на всю жизнь. А еще это отличный вариант пьесы для неиграющих детей, совсем без поддержки и занятий дома.
Замедление и ускорение темпа, крещендо — диминуэндо (увеличить и уменьшить звук), сфорцандо, стаккато, акценты, легато — все это встретится нам в будущем в композиторской музыке и очень пригодится. Разбор и скачать ноты — далее на странице.
Хитрости в разборе: есть масса музыки, начиная вот с таких маленьких пьес, которые не нужно разбирать линейно, то есть от начала до конца.
— Сначала найдем три бемоля при ключе и попросим ученика обвести ярким карандашом все нотки, которые нужно играть с бемолями.
Можно воспользоваться случаем и запомнить наизусть порядок бемолей при ключе: си- ми — ля — ре — соль — до — фа; вместе с ребенком произнесем этот порядок несколько раз как считалку.
— Далее разберём первую и четвёртую строчки, которые почти повторяют друг друга. Обратим внимание ребенка (и свое, если играем сами) на необходимость просчитать четыре четверти паузы в пустом такте перед последним внезапным До-До. Здесь же работаем над правильным стаккато и чередованием его с легато, а также над крещендо от тихого звука к громкому. Последнее у ребенка получится неуклюже, так как фразочка совсем маленькая. Будет тихо — и сразу громко, но сперва хотя бы так.
— Наконец, в строчках 3 и 4, кроме нотного текста, учимся выполнять на фортепиано крещендо одновременно с ускорением темпа — а далее внезапное пиано (тихий звук) с замедлением.
Типичная ошибка у детей: начало 4-й строчки в медленном темпе, оставшемся от замедления предыдущей фразы.
Ребенку сложно вновь перестроиться, он уже забыл первоначальный темп. Тренироваться возвращаться к быстрому темпу после замедления — отличный навык в плюс к тому, что уже есть в этой пьесе.
Художественный результат: в пьесе должна ощущаться магия, присутствие странных волшебных сил. Это возможно только, если все нюансы и оттенки, заложенные композитором, выполнены.
Взрослые начинающие любят отмахнуться от подобных пьесок, мол, слишком детские, несерьезно. На практике взрослые в таких пьесах совершают намного больше ошибок и неточностей, чем дети.
Так что не отлыниваем. «Ночные призраки» — отличный способ проверить, усвоили ли мы базы.
СКАЧАТЬ НОТЫ «НОЧНЫЕ ПРИЗРАКИ»
Фортепиано для детей, будни учителя музыки, заметки из класса