К.Ф.Э.Бах — Маленькая фантазия
Подвижная красивая пьеса для фортепиано Баха-сына, вместе с его же Сольфеджиетто, очень хорошо пойдёт в репертуар фортепиано для взрослых в качестве первой барочной пьесы эпохи и стиля великого И.С.Баха.
В пьесе в партии правой руки и ее сочетании с левой масса технических трудностей для начального и среднего уровней; в отличие например от баховских Менуэтов, эти несложные ноты Баха нацелены на проработку навыков игры разных мелодических форм в подвижном темпе; а также на отработку полифонической музыкальной задачи — диалога между руками.
Кому играть:
- детям, учащимся в системе типа ДМШ, сo 2-го года обучения и старше, в зависимости от возможностей. Маленьким детям в качестве пьесы на вырост. Большим — как пьесу выручалочку, если катимся по наклонной.
- Взрослым среднего уровня после 3/4-го года для знакомства с барочной пьесой, барочной мелодикой, техникой.
- Продвинутым взрослым и великовозрастным детям, представляющим тяжелые случаи повышенной занятости или тунеядства, чтобы легко разобрать и играть по мере сил.
- Bзрослым, возвращающимся к фортепиано после долгого перерыва, на проверку навыка разбора и степени беглости пальцев, свободы запястья.
Технические и музыкальные задачи
Прямые и ломаные гаммы и арпеджио в подвижном темпе.
На ломаных арпеджио строится партия правой руки в первой части пьесы. Большинство взрослых пациентов не любит гаммы и арпеджио; теряют мотивацию и объясняют нежелание их играть фразой «я же не хочу быть пианистом», как будто им предлагают ;). Так вот, эти массово нелюбимые лекарства имеют чудодейственную силу — игра гамм и арпеджио выпинывает любого пианинщика на новый для него уровень. Если у вас высокая мотивация, это первое, чем нужно заняться. Заниматься арпеджио, однако, надо под контролем со стороны в виде преподавателя.
В Маленькой фантазии Баха
— гаммы и арпеджио как раз и представлены в увлекательной форме, это целый квест для любопытного ума — и при этом краткий, компактный. В этом огромное достоинство Фантазии.
— Подвижного темпа у начинающих и среднего уровня скорее всего не получится, рука зажмётся. Поэтому полезнее нарабатывать в умеренном темпе свободу запястья, пластичность его вращений во время игры гамм и особенно широких арпеджио — то есть те формы, в которых рука как раз и зажимается.
— Преподаватель должен показать здесь важный рефлекс: для беглой свободной игры запястье не может дергаться с нажатием каждой клавиши, как часто происходит у взрослых — нужно добиваться, чтобы целая группа нот, целая часть фразы была сыграна на одном движении запястья.
Образность, диалог между руками
Во второй половине пьесы мелодия правой руки сменяется увлекательным диалогом между руками. Здесь также непростая задача — связать между собой короткие фразы обеих рук, плавно передавать эстафету, без дыр, дергания и отрывистого звучания во время смены руки. Но благодаря воображению вторая часть понимается учениками легче, работаем над ней с большим удовольствием и мотивацией.
В целом, при правильном подходе, у нас на выходе яркая эффектная пьеса для фортепиано баховского токкатного типа, с которой очень интересно начать путешествие в мир барочной музыки.