Джаз и латина для фортепиано

В годы моей учебы в музыкальной школе в России ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку для фортепиано. Джазовые ноты для фортепиано были редкостью в школьных библиотеках. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.

Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.

  • Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).
  • Медленный джаз хорош для начинающих и среднего уровня фортепиано. В нем можно отлично проработать основную джазовую технику — игру свингом. О том, что такое свинг, я писала в рубрике, посвященной песне City of stars из фильма Ла Ла Ленд, которая самой последней пополнила мой репертуар медленного джаза.

Преподаватели! Из моего опыта скажу следующее. Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, нужно время, чтобы джаз «пошел». У выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:

  • Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательна известная музыка.
  • Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур — чем меньше импровизационных элементов языка — тем лучше. При том, что я вас понимаю! — от импровизационного текста сложно отказаться, именно он сообщает пьесе ее «джазовый уровень» и красоту, если так можно выразиться.
  • Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.

Мой джазовый преподавательский репертуар пополняется регулярно с помощью поисковых мероприятий в интернете. Откопав во время моих рейдов очередную классную несложную музыку для учащихся, я с грустью думаю, что времени не хватит, чтобы это все классное моим пианинщикам сыграть.

В рубрике предложены :
— композиторские легкие джазовые пьесы или обработки известной джазовой музыки, которые уже играли мои ученики;
— новые пьесы, найденные во время рейдов в интернете, которые собираюсь дать.

Мишель Легран — «Прибытие дальнобойщиков»

Манфред Шмитц — Меланхолический романс

Манфред Шмитц — Микки Маус 

Арно Бабаджанян – Ноктюрн (транскрипция для фортепиано М.Шаровой)

Франсис Лей – “13 дней во Франции”

Рэнди Ньюман — Поезд (музыка к фильму «Рэгтайм», 1981)

Джерри Херман – “Хеллоу, Долли!”, легкие ноты с пальцами

Жозеф Косма — “Осенние листья” (Autumn leaves / Les feuilles mortes)

Хенрик Кузняк – Рэгтайм (“Ва-банк”, 1981)

Людмила Марченко — “Охота на моль” (Играй и хлопай в ладоши) / “Baby loves jazz”

Кристофер Нортон — Механический рэгтайм

Уильям Гиллок — «Сумерки в Новом Орлеане» 

Джордж Гершвин — Summertime. Две версии для фортепиано

Милан Дворжак – Джазовый этюд 15 ля-мажор

Джон Уильямс – Cantina Band для фортепиано, “Звездные войны”

Мартa Майр — I wonder as I wander – Джазовые обработки

Мартa Майр — Sing we now of Christmas – Джазовые обработки

Владимир Косма – Сентиментальные прогулки

Гато Барбьери – Последнее танго в Париже

Юрий Весняк – Очарование (джаз-вальс)

Учимся джазовому свингу

Испано-латинские ритмы

Здесь и музыка не-испанских авторов, передающая характер, образы и ритмы Испании и Латинской Америки; и переложения танцев и мелодий оригинальных авторов, и стилизация — все широко используемое и опробованное мной лично в работе.

Астор Пьяццола – Vuelvo al sur (“Возвращаюсь на юг”) / танго для фортепиано

Жан-Батист Дювернуа – Болеро

Александр Царман — Фанданго

Зекинья де Абреу — Самба Tico-Tico

Генри Химмель — “Дождь идет”, несложное Танго для фортепиано

Уильям Гиллок – Фиеста

Уильям Гиллок – Фламенко

Дмитрий Толстой – В Испании

Родригес — Кумпарсита