Джаз и латина для фортепиано
В годы моей учебы в музыкальной школе в России ученики-пианисты почти не играли джазовую музыку для фортепиано. Джазовые ноты для фортепиано были редкостью в школьных библиотеках. К началу профессиональной деятельности никакого понятия об ином репертуаре кроме классического у меня не было. Лишь последние несколько лет я начала набирать джазовый репертуар по запросам взрослых учащихся.
Проверенный моим опытом репертуар делится на две категории.
- Быстрый джаз представлен пьесами, для исполнения которых нужны технические навыки и беглость (разбор при этом может быть простым).
- Медленный джаз хорош для начинающих и среднего уровня фортепиано. В нем можно отлично проработать основную джазовую технику — игру свингом. О том, что такое свинг, я писала в рубрике, посвященной песне City of stars из фильма Ла Ла Ленд, которая самой последней пополнила мой репертуар медленного джаза.
Преподаватели! Из моего опыта скажу следующее. Если в фортепианном анамнезе ваших учеников годы классики, нужно время, чтобы джаз «пошел». У выбранных пьес должны быть близкие к классике характеристики:
- Яркий мелодизм, возможность запомнить и спеть мелодию, желательна известная музыка.
- Репетитивность в пределах возможного. Чем больше повторяющихся структур — чем меньше импровизационных элементов языка — тем лучше. При том, что я вас понимаю! — от импровизационного текста сложно отказаться, именно он сообщает пьесе ее «джазовый уровень» и красоту, если так можно выразиться.
- Изложение транскрипций известных пьес не примитивное, но и не сверх-сложное.
Мой джазовый преподавательский репертуар пополняется регулярно с помощью поисковых мероприятий в интернете. Откопав во время моих рейдов очередную классную несложную музыку для учащихся, я с грустью думаю, что времени не хватит, чтобы это все классное моим пианинщикам сыграть.
В рубрике предложены :
— композиторские легкие джазовые пьесы или обработки известной джазовой музыки, которые уже играли мои ученики;
— новые пьесы, найденные во время рейдов в интернете, которые собираюсь дать.
Размышление («Resembling thoughts» by Coffe Shop Vibes) — уютный джаз для фортепиано
Мишель Легран — «Прибытие дальнобойщиков»
Манфред Шмитц — «Андреа» / облегченные ноты с аппликатурой
Манфред Шмитц — Меланхолический романс
Арно Бабаджанян – Ноктюрн (транскрипция для фортепиано М.Шаровой)
Франсис Лей – “13 дней во Франции”
Рэнди Ньюман — Поезд (музыка к фильму «Рэгтайм», 1981)
Джерри Херман – “Хеллоу, Долли!”, легкие ноты с пальцами
Жозеф Косма — “Осенние листья” (Autumn leaves / Les feuilles mortes)
Хенрик Кузняк – Рэгтайм (“Ва-банк”, 1981), ноты с проставленными пальцами
Людмила Марченко — “Охота на моль” (Играй и хлопай в ладоши) / “Baby loves jazz”
Кристофер Нортон — Механический рэгтайм
Марк Невин — Пьеса («Армейский радиопередатчик»)
Уильям Гиллок — «Сумерки в Новом Орлеане»
Джордж Гершвин — Summertime. Две версии для фортепиано
Милан Дворжак – Джазовый этюд 15 ля-мажор
Милан Дворжак — Джазовый этюд № 6 Боссанова / ноты с полной аппликатурой
Джон Уильямс – Cantina Band для фортепиано, “Звездные войны”
Мартa Майр — I wonder as I wander – Джазовые обработки
Мартa Майр — Sing we now of Christmas – Джазовые обработки
Владимир Косма – Сентиментальные прогулки
Гато Барбьери – Последнее танго в Париже
Юрий Весняк – Очарование (джаз-вальс)
Учимся джазовому свингу
Испано-латинские ритмы
Здесь и музыка не-испанских авторов, передающая характер, образы и ритмы Испании и Латинской Америки; и переложения танцев и мелодий оригинальных авторов, и стилизация — все широко используемое и опробованное мной лично в работе.
Астор Пьяццола – Vuelvo al sur (“Возвращаюсь на юг”) / танго для фортепиано
Милан Дворжак — Джазовый этюд № 6 Боссанова / ноты с полной аппликатурой
Зекинья де Абреу — Самба Tico-Tico
Генри Химмель — “Дождь идет”, несложное Танго для фортепиано